БОЖОВИЧ


БОЖОВИЧ
Лидия Ильинична (1908— 1981) — российский психолог, специалист в области педагогической и возрастной психологии. Д-р психологических наук (1967), профессор (1968). Окончила педагогический фак-т 2-го МГУ (1930). Ученица Л.С. Выготского. Работала в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской и Украинской психоневрологической академии в Харькове. С 1948 по 1981 г. — сотрудница НИИ ОиПП АПН СССР, где защитила докт. дис: Возрастные закономерности формирования личности ребенка. До 1978 г. возглавляла лабораторию формирования личности. Одно из главных направлений ее работ — научно-психологическое обоснование процесса воспитания. В основание научной концепции Б. был положен целостный подход к изучению личности. Рассматривая воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности, Б. выступила с критикой распространенной в отечественной психологии позиции, характеризующей психику как результат усвоения (присвоения) общественных форм сознания. Она обосновала тезис о том, что психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности. Б. утверждала, что развитие ребенка имеет внутреннюю логику, собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой оно совершается. Обобщая большой эмпирический материал, Б. приходит к выводу, что требования социальной среды лишь тогда станут факторами развития ребенка, когда они войдут в систему его собственных потребностей. Собственными же потребностями внешние требования становятся лишь в том случае, если они соответствуют не только объективно занимаемому ребенком положению, но и его внутренней позиции. Последнюю Б. характеризует как систему потребностей и стремлений ребенка, которая складывается в особое личностное образование и становится движущей силой развития у него новых психических качеств (Личность и ее формирование в детском возрасте. 1968). Большое место в исследованиях Б. занимало изучение мотивационно-потребностной сферы ребенка, в частности — мотивов учения. Были выделены и охарактеризованы две группы мотивов: широкие социальные мотивы и мотивы, непосредственно побуждающие учебную деятельность, показаны особенности соотношения между ними в разных возрастах. Рассмотрена проблема личностной готовности к обучению. Используя понятие внутренней позиции, Б. дала анализ психологических причин неуспеваемости и недисциплинированности: плохое поведение ученика обычно возникает как форма протеста против сложившегося к нему отношения. Ею совместно с ее сотрудниками был выявлен и описан феномен смыслового барьера, суть которого в том, что воспитательные воздействия не воспринимаются ребенком, ибо для воспитателя и воспитанника один и тот же факт, поступок имеют разный смысл. Были охарактеризованы различные виды смыслового барьера и намечены пути их преодоления, проведено исследование аффективных форм поведения, описан аффект неадекватности , суть которого в существенном расхождении между уровнем притязаний ребенка в данной деятельности и наличными возможностями ее выполнения. Существенное место в работах Б. занимает анализ проблемы возрастного подхода в воспитании и становлении личности. Здесь Б. опиралась на введенное Л.С. Выготским понятие социальной ситуации развития. В одной из последних работ Б. проанализировала личностные новообразования, возникающие на различных этапах онтогенеза, подчеркивала роль внутренней активности человека в этом процессе, говоря о том, что из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, ребенок превращается в творца этого опыта. Постепенно освобождаясь от непосредственного подчинения окружающей среде, ребенок приобретает способность сознательно преобразовывать ее и самого себя. В.Э. Чудновский


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Смотреть что такое "БОЖОВИЧ" в других словарях:

  • Божович — Божович  фамилия: Божович, Лидия Ильинична (1908 1981)  советский психолог. Божович, Миодраг (1968)  югославский футболист и черногорский тренер. Божович, Владимир (1981)  черногорский футболист …   Википедия

  • Божович Л. — Лидия Ильинична Божович (11 января, 1908, Курск 21 июля 1981) советский психолог, ученица Льва Выготского. Содержание 1 Биография 2 Научный вклад 3 Публикации …   Википедия

  • Божович Л. И. — Лидия Ильинична Божович (11 января, 1908, Курск 21 июля 1981) советский психолог, ученица Льва Выготского. Содержание 1 Биография 2 Научный вклад 3 Публикации …   Википедия

  • Божович М. — Миодраг Божович Общая информация Полное …   Википедия

  • БОЖОВИЧ — Лидия Ильинична [15(28). 10.1908, Курск, 21.7.1981, Москва], психолог, дер пед. наук (1966), проф. (1967). Окончила пед. ф т 2 го МГУ (1930). Ученица Л. С. Выготского. С 1929 на практич. и науч. работе по психологии (АКБ им. Н. К. Крупской, Укр.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Божович, Лидия Ильинична — Дата рождения: 11 января 1908(1908 01 11) Место рождения: Курск, Курская губерния, Российская …   Википедия

  • Божович Лидия Ильинична — (1908–1981) российский психолог. Основная область исследований педагогическая и детская психология. Б. изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со …   Большая психологическая энциклопедия

  • Божович Лидия Ильинична — (1908 1981) отечественный психолог, ученица Л.С. Выготского , сотрудника Харьковской деятельностной школы . В основном занималась проблемами детской психологии: развития личности ребенка и формирования мотивации , аффективных конфликтов,… …   Психологический словарь

  • Божович, Миодраг — Миодраг Божович …   Википедия

  • Божович, Лидия — Лидия Ильинична Божович (11 января, 1908, Курск 21 июля 1981) советский психолог, ученица Льва Выготского. Содержание 1 Биография 2 Научный вклад 3 Публикации …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «БОЖОВИЧ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.